Нет детей, есть люди, только с разным опытом жизни и знаниями. 🤔 Уважайте незнание детей! КЛАССИКИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гуманная педагогика была для нас вдохом нового. Оказывается, вся педагогическая классика - это сплошной гуманизм.
Имена этих классиков: Марк Фабий Квинтилиан - первый век, зарождение христианства, 60-е годы, и он сказал - наша душа небесного происхождения.
И на этом построил свою прекрасную риторическую школу, всю свою философию и педагогику: душа - небесного происхождения.
Проходят годы, много-много лет, и приходит Ян Амос Каменский - 16-й век, начало 17-го.
И он скажет: земная жизнь есть подготовка к жизни вечной, и на этой основе выстраивает всю свою педагогическую философию, величайшую педагогику. Он так и назвал свою главную книгу: “Великая дидактика”.
Проходят годы. Придёт Песталоцци - удивительный педагог, тончайший, который открыл в себе то, что тоже давно было открыто: оказывается, в любви ребёнок преуспеет в два раза больше в своём познании, чем без любви.
И он оставил этот закон, закон Песталоцци. Потом ещё и другие приходят, не буду всех называть. Классиков немного - 10-12 всего.
И вот придёт Ушинский и скажет: «Дети не готовятся к жизни, они уже живут», - это всё гуманизм. Если дети уже живут, дайте им сейчас жить, не отнимайте эту жизнь, не говорите, что сейчас надо учиться-учиться-учиться, сейчас только домашнее задание и больше ничего!
А в школе - сидеть и слушать, отметки приносить домой, а жить будешь потом, вот повзрослеешь - потом. Нет, сказал Ушинский, они сейчас живут. Жить и учиться - это разные вещи. Учиться - это может быть маленькая часть жизни.
Потом придёт Корчак - удивительный польский педагог, который сказал: нет детей, есть люди, только с разным опытом жизни и знаниями. То есть ваши дети - это тоже люди.
У взрослых тоже не одинаковый опыт и знания разные, и возраст. Так и дети - они люди, только с разным жизненным опытом и знаниями. Поэтому он сказал: «Уважайте незнание детей».
Если продолжить эту мудрость Корчака, я скажу: уважайте шалости детей, уважайте всякое проявление ребёнка, потому что он пока не имеет нужного опыта и нужных знаний.
Придёт страдальческий Сухомлинский. Он вобрал в себя всю классику, отлил из этих ценностей хрустальную вазу - гуманную педагогику, прижал к сердцу и хотел пронести сквозь очень тяжёлые времена - 50-60-е годы.
Его толкали, и он боялся уронить эту хрустальную вазу - гуманную педагогику. Это он сказал: «Без духовной общности воспитание не состоится»
✒ Шалва Амонашвили. От рождения до совершеннолетия.